Транспорт в Москве
Транспорт в Москве
Москва — столица Российской Федерации, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области, в состав которой не входит. Крупнейший по численности населения город России и её субъект — 11 979 529чел. (2013), самый населённый из городов, полностью расположенных в Европе, входит в первую десятку городов мира по численности населения. Центр Московской городской агломерации.
Историческая столица Великого княжества Московского, Русского царства, Российской империи (в 1728—1730 годах), Советской России и СССР. Город-герой. В Москве находятся федеральные органы государственной власти Российской Федерации (за исключением Конституционного суда), посольства иностранных государств, штаб-квартиры большинства крупнейших российских коммерческих организаций и общественных объединений. В городе организована система местного самоуправления.
Расположена на реке Москве в центре Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Волги. Как субъект федерации, Москва граничит с Московской и Калужской областями.
Москва — важный туристический центр России; Московский Кремль, Красная площадь, Новодевичий монастырь и Церковь Вознесения в Коломенском входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она является также важнейшим транспортным узлом. Город обслуживают 5 аэропортов, 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта (имеется речное сообщение с морями бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов). С 1935 года в Москве работает метрополитен.
Транспорт
Железнодорожный транспорт
Железнодорожная сеть в Москве представлена десятью основными направлениями с девятью вокзалами (с восьми вокзалов — Белорусский, Казанский, Курский, Киевский, Ленинградский, Павелецкий, Рижский, Ярославский осуществляется как пригородное, так и дальнее сообщение, один вокзал — Савёловский — обслуживает только пригородные перевозки), Московской окружной железной дорогой, несколькими соединительными ветвями и рядом ответвлений, в основном однопутных, относительно небольшой длины, основная часть из которых полностью находится в черте города.
Все железные дороги Москвы относятся к Московской железной дороге, кроме Ленинградского направления, относящегося к Октябрьской железной дороге, которая тоже входит в Московский железнодорожный узел, имеет при этом ССВ с некоторыми направлениями Московской железной дороги. При этом цены и правила оплаты проезда в пригородных электропоездах одинаковы на всех направлениях без исключения, согласно правилам Московской железной дороги.
В 1990-е — 2000-е годы ряд железнодорожных веток, обслуживавших промышленные предприятия, был закрыт в связи с выводом этих предприятий из города или серьёзным сокращением объёмов производства.
Общая протяжённость железных дорог в пределах города — 394,7 км. Пригородные поезда, связывающие вокзалы Москвы с населёнными пунктами Московской и близлежащих областей, играют существенную роль и во внутригородских перевозках. Крупным проектом по развитию пассажирского железнодорожного сообщения в Москве является организация пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги.
Аэропорты
На территории Москвы находятся международные аэропорты Внуково и Остафьево. Также жители и гости города пользуются услугами других международных аэропортов, расположенных на территории Московской области: Домодедово, Чкаловский, Шереметьево.
Добраться до аэропортов можно не только на автотранспорте, но и воспользовавшись экспрессами, отправляющимися с железнодорожных вокзалов: Киевского — до аэропорта Внуково, Белорусского — до аэропорта Шереметьево и Павелецкого — до аэропорта Домодедово.
В городе действовал аэровокзал, однако с начала XXI века он, фактически, утратил свое прямое назначение: его помещения были сданы арендаторам под торговые площади. По состоянию на 2009 год, в здании аэровокзала действуют лишь кассы по продаже железнодорожных и авиабилетов.
Автомобильный транспорт
В самой Москве имеется развитая транспортная инфраструктура, содержащая в частности три транспортных кольца: Садовое, Третье транспортное и Московская кольцевая автомобильная дорога, планируется строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Подмосковье для разгрузки города от транзитного транспортного потока.
Начиная с 1990-х годов Москва столкнулась с острой транспортной проблемой. В Москве продолжается бурный рост автомобильного парка; если в 2000 году в городе насчитывалось 2,6 млн автомобилей, то 2012 году — уже 4,5 млн (свыше 380 автомобилей на 1000 жителей); ожидаемый показатель среднегодовой рост до 2020 года — 4 %. Увеличился также объём грузовых перевозок автомобильным транспортом в городе; в год через Москву перевозится около 10 млрд т грузов, из них около 4 млрд т приходится на транзитные грузоперевозки. Значительный рост автопарка привёл к возникновению большого количества дорожных заторов. Правительство города предприняло ряд попыток разрешить проблему пробок путём дорожного строительства. Так, была реконструирована кольцевая автодорога, построено Третье транспортное кольцо, в 2008 году началось строительство Четвёртого кольца, но транспортная проблема остаётся неразрешённой. По мнению властей, решению транспортной проблемы способствуют и меры административного характера — в частности, вводимое с июля 2012 года значительное повышение штрафов за нарушение правил парковки, ввод платы за парковку на улицах центральной части города.
Также остаётся нерешённой проблема недостаточного количества парковок. Ранее были попытки введения платных парковок на городских улицах, однако 10 сентября 2008 года было принято решение, согласно которому автомобили можно парковать вдоль обочин бесплатно. Платными остались парковки на вокзалах, в аэропортах и в нескольких специально выделенных зонах городского центра. Для решения проблемы в жилых районах была организована программа «Народный гараж», однако её реализация затягивается. В 2012 году к проекту организации платных парковок решено было вернуться.
Наземный городской транспорт
В Москве действует разветвлённая сеть уличного общественного транспорта: маршрутов автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных такси, которые перевозят около 12 миллионов пассажиров ежедневно[118].
Общественный транспорт вынужден стоять в общих пробках, но на крупных магистралях создаются выделенные полосы. В июле 2009 года выделенная полоса открыта на Волоколамском шоссе[119][120], в 2011 году на Щёлковском шоссе, Ярославском шоссе, проспекте Андропова и Ленинградском проспекте, идёт подготовка по запуску на Севастопольском проспекте.
Не такое широкое распространение, как маршрутные такси, в городе получили официальные службы обычного такси[источник не указан 109 дней]; тем не менее, при необходимости поймать машину в городе не представляет большой сложности, так как у многих оживлённых мест в городе дежурят так называемые «частники».
Московский метрополитен
С 1935 года в городе работает метрополитен, являющийся основным средством передвижения в пределах столицы. Московский метрополитен — один из лидеров по протяжённости и пассажиропотоку среди систем городского железнодорожного транспорта мира.
В среднем московское метро перевозит 6,544 млн пассажиров в день (по данным за 2011 год). Это третья по годовому пассажиропотоку система метро в мире. Общая протяжённость линий Московского метрополитена — 312,9 км, бо́льшая часть пути и станций находится под землёй. Всего в московском метро 190 станций и 12 линий, включая линию лёгкого метро. Многие станции метро являются памятниками архитектуры.
С 2004 года работает монорельсовая дорога, эксплуатация которой ведётся силами ГУП «Московский метрополитен».
Речной транспорт
Благодаря системе каналов, построенных в составе Великих строек коммунизма, Москва с советских времён была известна как «порт пяти морей» — Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Чёрного[ (что, однако, некорректно, так как, используя исключительно внутренние водные пути, из Москвы можно попасть только в четыре моря из перечисленных — в Чёрное море кратчайший судоходный путь из Москвы пролегает через Азовское море). От Северного и Южного речных вокзалов ходят круизные теплоходы, соединяющие Москву с Санкт-Петербургом, Астраханью, Ростовом-на-Дону и другими городами России[130]. Также осуществляются перевозки по Химкинскому водохранилищу, пригородным линиям. В период навигации на Москве-реке работают несколько маршрутов речного трамвая.
Грузовые причалы имеются в Северном, Западном и Южном речных портах. Грузовые речные перевозки по Москве-реке в основном обеспечивают доставку различных насыпных грузов строительного характера; в Южном порту имеется крупный контейнерный терминал. С использованием материала из Википедии.
Транспорт в Московской области
Московская область (Подмосковье) — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр Московской области — город Москва.
Площадь области — 44 379 км2; по этому показателю область занимает 57-е место в стране. Население области составляет 7 048 084 чел. (2013).
Область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины в бассейне рек Волги, Оки, Клязьмы, Москвы. Граничит на северо-западе и севере с Тверской областью, на северо-востоке и востоке — с Владимирской, на юго-востоке — с Рязанской, на юге — с Тульской, на юго-западе — с Калужской, на западе — со Смоленской областями, в центре — с городом федерального значения Москвой. Также существует небольшой северный участок границы с Ярославской областью.
Московская область образована 14 января 1929 года. Исторически области предшествовала Московская губерния, образованная в 1708 году. Область была образована 14 января 1929 года как Центрально-Промышленная область в ходе укрупнения единиц административного-территориального деления РСФСР, а 3 июня 1929 года была переименована в Московскую область.
Административно область состоит из 36 районов, 31 города областного подчинения и 5 закрытых административно-территориальных образований[9].
Своё название область получила по городу Москве, который, однако, является отдельным субъектом Российской Федерации и в состав области не входит. Органы государственной власти Московской области размещаются на территории города Москвы и Московской области[10]; в 2007 году сдан в эксплуатацию Дом Правительства Московской области на территории городского поселения Красногорск в 350 м от МКАД, и большинство органов исполнительной власти перемещено туда
Транспорт
Московская область имеет весьма обширную транспортную сеть, включающую автомобильные и железные дороги, водные пути по крупнейшим рекам, озёрам и водохранилищам. Структура наземных линий представляет собой ряд магистралей, расходящихся от Москвы во всех направлениях и соединённых кольцами. По территории области проходят два кольца автомобильных дорог и Большое кольцо Московской железной дороги. В сфере транспорта в 2010 году работало около 165 тыс. чел. — 7,7 % работающего населения области.
Однако, несмотря на свои масштабы, транспортная сеть региона развита недостаточно и не отвечает современным требованиям. В последние годы около половины автодорог региона работает в условиях перегрузки, три четверти — не соответствует нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям. Кроме того, большая часть дорожной сети субъекта находится в плохом техническом состоянии.
Железнодорожный
На территории области располагается крупнейший в России и бывшем СССР Московский железнодорожный узел (от Москвы расходятся 11 радиальных направлений, ежесуточно перевозится более 1,5 млн пассажиров[63]). Протяжённость железнодорожных путей общего пользования составляет 2172,4 километра, большинство из них электрифицированные, а по густоте железнодорожной сети регион занимает одно из первых мест в России. Сеть железных дорог Московской области имеет радиально-кольцевой рисунок. Большинство железнодорожных линий общего пользования на территории области обслуживаются Московской железной дорогой.
В пределах Московской области расположена значительная часть Большого кольца Московской железной дороги, соединяющего все радиальные направления и играющего важную роль в грузовых железнодорожных перевозках области. Отправление грузов железнодорожным транспортом в Московской области выше среднероссийского показателя (2010 год — 12,1 млн т), хотя и сильно упало с начала 1990-х годов (1990 год — 45,5 млн т).
Автомобильный
Значительна и плотность автомобильных дорог на территории области (в 2006 году 356 км автодорог с твёрдым покрытием на 1000 км2, что существенно выше, чем в среднем по России). Уровень автомобилизации — немногим менее 300 автомобилей на 1000 жителей — также выше среднероссийского. Грузооборот автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности — один из самых высоких в России (в начале 2010-х годов — около 6 млн тонно-километров).
Сеть автомобильных магистралей Московской области, как и железнодорожная, имеет радиально-кольцевой рисунок. Наибольшую густоту (свыше 1 км на км2) сеть автомобильных дорог имеет в прилегающих к Москве районах, а также вблизи магистральных автодорог федерального значения, наименьшую — менее 0,1 км на км2 — в окраинных восточных (особенно в заболоченной части Мещёры), северных и западных районах области. Протяжённость дорог с твёрдым покрытием — около 14 тыс. км. 10 радиальных направлений связаны Московской кольцевой автомобильной дорогой, а также двумя кольцами (А107 и А108). На базе двух колец планируется строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги; строительство первого (юго-западного) участка ЦКАД планируется начать в 2014 году. Другими крупными строительными проектами являются скоростная автодорога Москва — Санкт-Петербург и северный автодорожный обход города Одинцово; ведутся работы по реконструкции Новорижского, Ярославского, Каширского, Минского шоссе.
Воздушный, водный и трубопроводный
В Московской области — два крупных пассажирских аэропорта, имеющих статус международных — Шереметьево (с четырьмя терминалами) и Домодедово. Аэропорт Быково в настоящее время закрыт и используется только как посадочная площадка для вертолётов МЧС и МВД РФ. Крупнейший военный аэродром — Чкаловский (близ города Щёлково), кроме военных способен принимать и гражданские рейсы (имеется полная инфраструктура, в конце 1990-х осуществлялись чартерные перевозки). Через аэропорты Московского узла в 2010 году осуществлялось более 73 % пассажирских и свыше 23 % грузовых авиаперевозок Российской Федерации; спрос на пассажирские авиаперевозки в московском узле с каждым годом растёт.
Регулярное судоходство осуществляется по рекам Волге, Оке и Москве, а также по каналу имени Москвы. Крупнейшие речные порты — Серпухов и Коломна. Общая протяжённость судоходных путей составляет 556 км (2011 год). Наибольшее развитие водный транспорт области получил с вводом в эксплуатацию (1937 год) канала имени Москвы. В 1990-е—2000-е годы протяжённость водных путей сократилась. Вследствие длительной эксплуатации многие гидротехнические сооружения сильно изношены. Основным грузовым перевозчиком на территории области является ОАО «Московское речное пароходство». В структуре грузовых перевозок основное место занимают навалочные строительные материалы (песок, щебень, камень и др.).
В Московской области хорошо развит и трубопроводный транспорт; в пределах области расположены два кольцевых распределительных газопровода и множество магистральных газопроводов, соединяющих Москву с крупнейшими газодобывающими районами страны. Около Москвы построены крупные подземные газохранилища. В пределах области — два нефтепровода («Рязань—Москва» и «Ярославль—Москва»), кольцевой нефтепродуктопровод с 11 наливными станциями и нефтепродуктопровод «Рязанский НПЗ—Москва».
Общественный транспорт
Пассажирскими автоперевозками в Московской области занимаются ГУП МО «Мострансавто», а также различные частные перевозчики. Общая протяжённость маршрутов регулярных перевозок в 2011 году составляла 59,2 тыс. км, в реестре маршрутов в 2011 году насчитывалось 2299 автобусных маршрутов, 11 троллейбусных и 11 трамвайных. Перевозки пассажиров автобусами общего пользования — одни из крупнейших среди субъектов РФ (в 2010 году — 619 млн чел.). Более 70 городов области связано с Москвой прямыми автобусными маршрутами. Трамвайные системы действуют в Коломне и Ногинске. Обеими системами ведает расположенное в Коломне предприятие ГУП МО «Мособлэлектротранс». Троллейбусом обслуживаются Химки, Видное и Подольск. В 2011 году на троллейбусных маршрутах работало 8 троллейбусов. Все троллейбусные системы введены в эксплуатацию в 2000-х годах. С использованием материала из Википедии.
Владимирская область. Транспорт во Владимире
Владимирская область — субъект Российской Федерации, входит в Центральный федеральный округ.
Граничит с Московской, Ярославской, Ивановской, Рязанской и Нижегородской областями.
Площадь — 29 084 км².
Население — 1 421 742 чел. (2013).
Областной центр — город Владимир, расстояние от Владимира до Москвы — 178 км.
Расстояние от МКАД до границы области (М7) — 79 км.
Образована — 14 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на территории существовавшей до 14 января 1929 года Владимирской губернии РСФСР (в границах, значительно меньших Владимирской губернии Российской империи).
Транспорт
Основной грузопоток региона проходит по трём из четырёх направлений Транссиба, кроме того в регионе часть Большого московского ж/д кольца, ветки «Александров — Иваново» и «Новки — Иваново». Развита и сеть внутренних железных дорог; ветки Ковров — Муром, Владимир — Тума, ответвления на Судогду, Радужный, Уршельский (пассажирские перевозки не осуществляются) и Фролищи. Крупнейшие локомотивные депо Александров, Владимир и Муром. Оператор ОАО «РЖД».
На втором месте по объёмам находится трубопроводный транспорт:
- Две нитки нефтепровода «Нижний Новгород — Рязань» и две нитки «Нижний Новгород — Ярославль» (суммарно не менее 45 млн т/год), обеспечивающие транзит западно-сибирской и волго-уральской нефти к Московскому, Ярославскому, Рязанскому и Киришскому НПЗ, и к порту Приморск на экспорт (ОАО АК «Транснефть»).
- Газопроводы «Нижний Новгород — КС Муром» и «Нижний Новгород — Щёлково» с отводами на Иваново и южные районы области, суммарный транзит более 6 млрд м³/год. ОАО "ОАО «Газпром»
- Продуктопровод (МНПП) Кстово — Рязань (не менее 2 млн т/год в основном дизельного топлива) с отводами на Судогду и Вязники. Перекачивающая станция с нефтехранилищами в посёлке Второво, ведётся строительство следующей очереди трубопровода Второво — Приморск (действующая мощность 8,4 млн т. дизельного топлива в год), планируется увеличение ёмкости резервуаров вплоть до 80 тыс. м³, а мощности всего узла до 24,6 млн т/год (проект «Север» ОАО «Транснефть»).
Из автомобильных дорог наиболее значима автодорога М7 «Волга» до 10 млн т./год (через Покров, Петушки, Лакинск, Владимир, Вязники и Гороховец), подход от магистрали к Иваново протяжённостью 102 км (через Суздаль), а также незначительный участок автодороги А108, слабо поддерживаемые Р72 «Владимир — Муром» и Р125 «Нижний Новгород — Касимов».
Магистральные линии электропередач: ВЛ 750 кВ Калининская АЭС — Владимирская ПС, 2xВЛ 500 кВ Жигулёвская ГЭС — Москва, ВЛ Костромская ГРЭС — Москва, ВЛ 500 кВ Костромская ГРЭС — Владимирская ПС. Только для внутреннего потребления (не считая транзит) в регион перебрасывается более 4 млрд кВт·ч/год (что эквивалентно около 0,7 млн т/год мазута для типовой электростанции).
Развито грузовое и пассажирское судоходство по Клязьме и особенно Оке, порты Вязники и Муром.
Аэропорт местных авиалиний Семязино в 5 км от Владимира (1950×42 (асфальтобетон) до 25 тонн и 650×70 (грунт)), посадочные площадки в Вязниках, Гороховце, многочисленные военные аэродромы. Над регионом проходит значительная часть воздушных коридоров восточного направления от Москвы.
Стоит отметить развитые троллейбусные системы Владимира и Коврова.
Сохранено узкоколейное движение, в том числе и пассажирское по Островскому и Бакшеевскому, Мезиновскому и Гусевским болотам Мещёры. С использованием материала из Википедии.
Чувашская республика. Транспорт в Чебоксарах.
Чувашская Республика — Чува́шия (чуваш. Чăва́ш Ен, Чăва́ш Республики́) — республика (субъект федерации) в составе России. Находится в центре европейской части России. Расстояние от столицы республики — города Чебоксары до столицы федерации — Москвы около 630 км.
Республика имеет свою конституцию и законодательство. Осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения в политической, экономической и культурной сферах жизни общества, в пределах, установленных Конституцией РФ.
На всей территории Чувашской Республики, вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и Чувашской Республики, высшую юридическую силу имеет Конституция Чувашской Республики.
Государственными языками Чувашской Республики являются чувашский и русский.
Столица — город Чебоксары.
Граничит с Нижегородской областью на западе, с Республикой Марий Эл на севере, с Татарстаном на востоке и с Мордовией и Ульяновской областью на юге.
Чувашская Республика входит в Волго-Вятский экономический район.
Экономика Чувашской Республики по уровню экономического развития среди субъектов РФ находится между «середняками» и аутсайдерами. Душевой ВРП, скорректированный на стоимость жизни в регионе, составляет 54 % от среднероссийского. В Приволжском округе хуже только показатели Пензенской и Кировской областей и соседних слаборазвитых республик Волго-Вятского района (Мордовии и Марий Эл).
В экономике Чувашии доля сельской отрасли в структуре ВРП в два раза выше средней по РФ (9,4 и 4,9 % соответственно), 31 % ВРП дает промышленность (в среднем по РФ — 33,2 %).
Республиканская промышленность в основном расположена в Чебоксарах Новочебоксарске (эта агломерация даёт три четверти промышленной продукции). В Новочебоксарске находится центр электроэнергетики — Чебоксарская ГЭС, также завод «Химпром» — один из крупнейших в России в своей отрасли (по экологической опасности представляет опасность для населения). В 2007 г. ОАО «Химпром» включён в холдинг «Ренова Оргсинтез», на базе химзавода создаётся технико-внедренческая зона для производства модулей солнечных батарей.
В Канаше работают автоагрегатный и вагоноремонтный заводы, в Алатыре имеются заводы приборостроения, в Шумерле налажено производство автофургонов и спецавтомобилей.
В посёлке Вурнары раньше действовал военный химический завод, ныне на его месте работает завод смесевых препаратов. На остальные 20 муниципалитетов приходится только 6 % промышленного производства. С использованием материала из Википедии.
Республика Марий Эл. Транспорт в Йошкар-Оле
Республика Марий Эл (луговомар. Марий Эл Республик, горномар. Мары Эл Республик), Мари́й Эл (луговомар. Марий Эл, горномар. Мары Эл) — республика на востоке европейской части России, субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Согласно конституции Республики Марий Эл, является республикой (государством) в составе Российской Федерации.
На севере и востоке граничит с Кировской областью, на юго-востоке — с Республикой Татарстан, на юго-западе — с Республикой Чувашия, на западе — с Нижегородской областью.
Столица — город Йошкар-Ола.
Образована 4 ноября 1920 года.
На территории республики действует один аэропорт межреспубликанского значения. В Марий Эл есть железнодорожный вокзал и два автовокзала, 14 железнодорожных станций, 51 пассажирская автостанция, речной порт в городе Козьмодемьянске на р. Волге, четыре порта местного значения, приспособления для разгрузки барж. Судоходство по Волге, Ветлуге и Суре. С использованием материала из Википедии.